Опубликовано Оставить комментарий

Новые классы моторных масел API SP и ILSAC GF-6

С 1-го мая 2020 года началась стандартизация моторных масел для легкового транспорта (бензиновые двигатели) согласно новым классам API SP и ILSAC GF-6.

API разработала эти новые стандарты производительности в ответ на просьбу автопроизводителей представить более надежные моторные масла, способные удовлетворить потребности современных и будущих бензиновых двигателей. По сути, это очередной компромисс между законодателями и производителями автомобилей.

APIAmerican Petroleum InstituteПрофессиональная ассоциация, которая продвигает нефтяные интересы США, поощряет развитие нефтяных технологий, сотрудничает с правительством в вопросах, представляющих национальный интерес, и предоставляет информацию о нефтяной промышленности правительству и общественности.
ILSAC International Lubricant Specification Advisory CommitteeКомитет объединяющий Ford, General Motors, Chrysler и JAMA, который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла.
JAMAJapan Automobile Manufacturers AssociationПрофессиональная ассоциация представляющая автопроизводителей Японии. Предоставляет информацию о нефтяной промышленности правительству и общественности.

Масла новой категории API SP превосходят свойства моторных масел категорий API SN и API SN PLUS по следующим пунктам:

  • Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
  • Защита от износа цепи ГРМ:
  • Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
  • Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
  • Более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака;

Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять масла предыдущих категорий API, если это не противоречит рекомендациям производителя двигателя вашего автомобиля. API разрешает одновременно с категорией SP указывать соответствие следующим категориям моторных масел: API SN (2011г.)SM (2005г.)SL (2001г.)SJ (1997г.). Более старые категории, например SH (1994г.) указывать запрещается, т.к. они считаются устаревшими. Масла удовлетворяющие требованиям актуальных, перечисленных выше категорий имеют на своей упаковке фирменный символ API «Бублик» (англ. «Donut»).

API выделяет отдельный класс ресурсосберегающих масел. Этот класс является дополнительным и масла обладающие такими свойствами имеют особую маркировку «Ресурсосбережение» (англ. Resource Concerving, указывается в нижней части «Бублика» или сокращенно рядом с категорией API SP RC). Требования к эксплуатационным характеристикам этой дополнительной классификации технически описаны в SAE J1423 и последней версии ASTM D4485.

Многие предыдущие категории API Sx ссылались на “энергосбережение», но это отражало акцент только на экономию топлива. Ресурсосбережение в сочетании с API SP фокусируется на:

  • Улучшение топливной экономичности по сравнению с «базовым образцом» моторного масла SAE 20W-30;
  • Улучшение совместимости с системами доочистки выхлопных газов;
  • Снижение количества высокотемпературных отложений в двигателе с турбокомпрессором;
  • Совместимость с этанол-содержащим топливом до E85.

Ниже в таблице представлены данные показатели в сравнении с предыдущей категорией API SN Resource Concerving.

ТестПоказатель улучшения API SP Resource ConcervingПоказатель улучшения API SN Resource Concerving
Sequence VIE (ASTM D8114)Улучшение топливной экономичности в %, свежее масло / после 125 часовУлучшение топливной экономичности в %, свежее масло / после 125 часов
xW-203.8% / 1.8%2.6% / 2.2%
xW-303.1% / 1.5%1.9% / 0.9%
10W-30 и др. не указанные вязкости2.8% / 1.3%1.5% / 0.6%
Sequence VIF (ASTM D8226)
xW-16a4.1% / 1.9%2.8% / 1.3%
Sequence IIIHB (ASTM D8111), % от первоначального содержания фосфора в маслеMin 81%Min 79%
Стойкость эмульсии (ASTM D7563)Вода не отделяетсяВода не отделяется
Высокотемпературные отложения, TEOST 33C (ASTM D6335)Количество в образце масла, мгКоличество в образце масла, мг
SAE xW-16, 0W-20Не установленНе установлен
Все остальные вязкостиmax 30max 30

Масла удовлетворяющие требованиям «Ресурсосбережение» имеют на своей упаковке отличительную маркировку API «Звезда» (англ. «Sturburst») и/или новейшую маркировку API «Щит» (англ. «Shield»), если это масло вязкостью SAE 0W-16.

Требования класса «Ресурсосбережение» основаны на требованиях к маслам коммитета ILSAC. Именно ILSAC, как организация, разрабатывает эти дополнительные требования к моторным масла, чтобы они могли иметь статус «Ресурсосбережение» и помогали автопроизводителям США и Стран Азии достигать общего снижения количества выбросов отработанных газов в атмосферу.

Ещё около года или до 01.05.2021 остаётся актуальной категория ILSAC GF-5, она соответствует категории API SN RC и API SN PLUS RC. С наступлением указанной даты маркировка масел классом ILSAC GF-5 станет неактуальной, а нанесение маркировки API «Звездой» будет под запретом.

На смену ILSAC GF-5 приходят сразу две новые категории ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B. Подробнее об особенностях данных категорий:

  • ILSAC GF-6A – как указано выше соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE0W-200W-305W-205W-30 и 10W-30;
  • ILSAC GF-6B – имеет те же требования и преимущества, что и ILSAC GF-6A но распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для использования масла ILSAC GF-6B потребитель должен иметь соответствующие рекомендации в сервисной книжке своего автомобиля, в противном случае это может привести к негативным последствиям.

Продукция с API SP и ILSAC GF-6


Источники:
https://kendallmotoroil.com/gf-6/
https://starlube.ru/news/novosti-rynka/novye-klassy-motornykh-masel-api-sp-i-ilsac-gf-6/
https://gtoil-ru.turbopages.org/gtoil.ru/s/news/novyie-dopuski-API-SP-i-ILSAC-GF-6A-i-GF-6B

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.